Размер:

Цвет:

Изображения:

Новости

Под знаком исключительного оптимизма

4 октября 2016 Марк Малядский окончил среднюю школу в родном Екатеринославе (ныне - Днепропетровск) на “отлично”. Как прекрасна жизнь в 17 лет, когда впереди все дороги открыты, все - твои, только выбирай!
И 21 июня был выпускной вечер, а следующий день, как пропасть, разделил жизнь огромной страны на две половины. Грянуло 22 июня 1941 года.

...Все лето Марк, как и остальные ребята из его класса, провел на сельхозработах. А уже в августе юноша, которому не было еще и 18 лет, был призван в ряды Красной Армии и отправлен в Севастопольское училище зенитной артиллерии. Это определило его военную судьбу.
Правда, заканчивать учебу пришлось уже в Уфе, куда срочно эвакуировалось училище. А 26 июня 1942 года (Марк Борисович навсегда запомнил эту дату), получив звание лейтенанта, молодой зенитчик отбыл в Сталинградский корпусной район ПВО. Был назначен командиром взвода в полку, сформированном из малокалиберной зенитной артиллерии.
- Самым страшным оказался день 23 августа 1942 года. Бомбежка города не прекращалась ни на минуту с 3 часов утра: весь день, всю ночь, - вспоминает майор запаса. - Для того, чтобы подорвать моральный дух наших солдат, кроме бомб немецкие самолеты сбрасывали продырявленные деревянные бочки, которые с жутким свистом падали на землю.
Потом фашистские танки вошли в город. Оборону держали лишь на узкой полосе - несколько сотен метров вдоль берега Волги.
Средняя продолжительность жизни новоприбывшего советского рядового составляла менее 24 часов. Марку повезло - он выжил. Фронтовые дороги привели его - через Астрахань, Грозный, Тбилиси, Ростов - в родной Днепропетровск.
- Наши солдаты наладили переправу через Днепр - снабжали всем необходимым войска Первого, Второго и Третьего Украинских фронтов, - делится ветеран. - Бомбили ее немцы, конечно, страшно. Туго нам пришлось - ведь малокалиберная пушка может стрелять лишь до определенной высоты: если самолет летит низко - наш снаряд поразит цель, а коли выше - уже не достанет... Было ли страшно? Во время бомбежки надо вести огонь, некогда думать. Но, конечно, на войне всегда страшно, и привыкнуть к этому невозможно.
Еще пушкам доставалось, когда выезжали на позицию “Катюши”. Они-то огонь открыли и сразу сменили дислокацию. А те, кто рядом - увы...
...Победное наступление советских солдат никакие асы вермахта уже не могли остановить. Марк Малядский в составе своего полка освобождал Румынию, потом была Венгрия. Победу встретил между Венгрией и Чехословакией, в городе, который венгры называли Комаром, а чехи - Комарно.
Вопрос, который вертится на языке, банален, но не задать его своему герою я не могу.
- Что Вы испытали, когда узнали о нашей победе?
- А разве эти чувства можно передать? Даже и слов таких нет, - улыбается собеседник. - Восторг, радость, счастье - вот слабое подобие. Конечно, все стреляли, палили из пушек, обнимали друг друга. Это надо пережить, рассказать не получится.
Нашему зенитчику неслыханно повезло - он ни разу не был ранен, а вот контужен - дважды.
...В мирное время Марк Малядский продолжил службу в армии. Когда стал секретарем военного трибунала, окончил заочно юридический факультет Львовского государственного университета. После сокращения в 1956 году приехал в Уфу. Работал сначала в арбитражном суде, а затем более двадцати лет - юрисконсультом Уфимского карьерного управления.
В уютной квартире Малядских идеальная чистота и порядок. Марк Борисович строен, улыбчив, подтянут. Кто скажет, что этому представительному мужчине исполнилось 93 года? Даже и в голову такое не придет.
- Мое кредо - нужно очень сильно хотеть жить; не делать того, что вредит здоровью, а все, что полезно - стараться сделать, - делится секретом молодости ветеран.
И дело еще, разумеется, в том, что рядом - любимая, верная супруга. С Женей Хуновной (такое необычное имя) вместе идут по жизни уже 34 года. Вместе совершают утреннюю прогулку - в любую погоду, вместе выработали себе особую диету, вместе смотрят интересные передачи, а спать ложатся ровно в половине одиннадцатого.
- Если по телевизору идет интересный фильм, мы его записываем, а утром досматриваем, - рассказывает Женя Хуновна. - Супруг с новыми технологиями на “ты”, успешно освоил компьютер. Интересуемся всеми новостями в стране и мире.
...Женя была совсем крошкой, когда ее семья эвакуировалась из Одессы. После окончания нефтяного техникума 36 лет проработала экономистом на Ордена Ленина Уфимском нефтеперерабатывающем заводе.
Последние 4 года супругам Малядским помогает соцработник Центра социального обслуживания населения “Изгелек” Ирина Прокофьева.
- Покупаю продукты, промтовары, помогаю в уборке, - делится Ирина Михайловна. - Иногда сопровождаю в поликлинику, на рынок. Марк Борисович и Женя Хуновна очень дружные, самостоятельные, тактичные. В их доме меня всегда встречают с улыбкой. А это очень много значит, поверьте.
Майор Малядский участвует во всех событиях жизни своего района и города. День Победы - дело святое. Кстати, первое наше знакомство состоялось на открытии мемориала памяти на Сергиевском кладбище. Несмотря на холод и сыпавший тогда снег, Марк Борисович пришел почтить память павших товарищей. У него к фашистам свой личный счет: не вернулся домой младший брат Борис, погиб в Калининградской области. Марк Малядский неоднократно посещал мемориал, где покоится его любимый брат, но, увы, годы берут свое: теперь остались только фотографии. Не вернулся с войны дядя, Михаил Яковлевич, навсегда остался в Курской земле. Память о них Марк Борисович передал сыновьям - Борису и Евгению, а теперь и внучкам - Полине, уже окончившей школу, и Анне, она учится в седьмом классе. Знают девочки и о героическом боевом пути деда и, конечно, очень им гордятся.
Грудь ветерана украшают ордена Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медаль “За боевые заслуги”...
- Марк Борисович - настоящий оптимист, человек-солнышко, - говорит, прощаясь, Ирина Прокофьева. - Он страстно любит жизнь, рядом с ним всегда тепло.

Ирина ШЕМАТОНОВА., газета "Вечерняя Уфа" от 04 октября 2016г


Возврат к списку